В 2024/25 учебном году комплекты тем итогового сочинения будут формироваться из ежегодно пополняемого закрытого банка тем итогового сочинения. Комплекты будут содержать как темы, которые использовались в прошлые годы, так и новые темы, разработанные в 2024 г.
Разделы и подразделы закрытого банка тем ИС
В каждый комплект тем итогового сочинения будут включены по две темы из каждого раздела банка:
темы 1, 2 «Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека»;
темы 3, 4 «Семья, общество, Отечество в жизни человека»;
темы 5, 6 «Природа и культура в жизни человека».
Порядок и процедура проведения итогового сочинения в новом учебном году не меняются. Без изменений остаются и критерии его оценивания.
- Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека
1.1. Внутренний мир человека и его личностные качества.
1.2. Отношение человека к другому человеку (окружению), нравственные идеалы и выбор между добром и злом.
1.3. Познание человеком самого себя.
1.4. Свобода человека и ее ограничения.2. Семья, общество, Отечество в жизни человека
2.1. Семья, род; семейные ценности и традиции.
2.2. Человек и общество.
2.3. Родина, государство, гражданская позиция человека.3. Природа и культура в жизни человека
3.1. Природа и человек.
3.2. Наука и человек.
3.3. Искусство и человек.
3.4. Язык и языковая личность
Общая информация:
Как и в предыдущие годы, итоговое сочинение является допуском выпускников к государственной итоговой аттестации. При этом обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья вправе выбрать написание изложения. Результатом итогового сочинения является «зачет» или «незачет». Если выпускник получил за итоговое сочинение неудовлетворительный результат, ему предоставляется возможность его пересдать.
-
- Изложение вправе писать следующие категории лиц:
- обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья или дети-инвалиды и инвалиды;
- обучающиеся по образовательным программам среднего общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
- обучающиеся на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении на основании заключения медицинской организации.
Итоговое сочинение по желанию могут писать и выпускники прошлых лет для представления его результатов при поступлении в вузы.
Время написания – 3 часа 55 минут.
Экзаменационный комплект включает 6 тем сочинений из закрытого банка тем итогового сочинения (по две темы из каждого раздела:«Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека», «Семья, общество, Отечество в жизни человека» и «Природа и культура в жизни человека»).
Сами темы сочинений станут известны выпускникам за 15 минут до начала экзамена.
Темы, как и в прошлом году, будут сформированы по часовым поясам.
Сочинение оценивается по пяти критериям: соответствие теме; аргументация, привлечение литературного материала; композиция; качество речи; грамотность. К проверке по пяти критериям оценивания допускаются итоговые сочинения (изложения), соответствующие установленным требованиям:
Требование № 1. «Объем итогового сочинения (изложения)»
Если в сочинении менее 250 слов, а в изложении менее 150, то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 1 и «незачет» за всю работу в целом (такие итоговые сочинения (изложения) не проверяются экспертами в соответствии с пяти критериями оценивания).
Требование № 2. «Самостоятельность написания итогового сочинения (изложения)»
Итоговое сочинение (изложение) выполняется самостоятельно.
Если сочинение (изложение) признано экспертом несамостоятельным, то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 2 и «незачет» за всю работу в целом (такие итоговые сочинения (изложения) не проверяются экспертами в соответствии с пяти критериями оценивания).
Сроки и места регистрации для участия в написании итогового сочинения.
Регистрация обучающихся проводится в МАОУ Лицей № 7, заявления подаются заместителю директора по УВР Колбик И.Л. (каб 203а) — не позднее чем за 2 недели до сочинения (до 20 ноября 2024 года).
Сроки проведения итогового сочинения(изложения)
В этом году итоговое сочинение одиннадцатиклассников запланировано на 4 декабря 2024 года. Дополнительные даты –5 февраля 2025 г. и 9 апреля 2025 года.
В дополнительные сроки (5 февраля 2025 г. и 9 апреля 2025г.) итоговое сочинение может проводиться для:
- ВПЛ (при условии, что не сдавали в декабре);
- лиц, не завершивших сдачу итогового сочинения (изложения) по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства, подтвержденные документально);
- лиц, не явившихся на итоговое сочинение (изложение) по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства, подтвержденные документально);
- обучающихся, получивших неудовлетворительного результата («незачет»);
- обучающихся, удаленных с итогового сочинения (изложения) за нарушение требований;
Сроки,места и порядок информирования о результатах итогового сочинения(изложения)
С результатами итогового сочинения (изложения) участники могут ознакомиться
в МАОУ Лицей № 7 в рабочий день, следующий за днем завершения проверки ( не позднее, чем через семь календарных дней с даты проведения итогового сочинения.
Методические документы, рекомендуемые к использованию при организации и проведению итогового сочинения(изложения) в 2024-2025 учебного года:
- Методические рекомендации по организации и проведению итогового сочинения (изложения) в 2024/25 учебном году
- Правила заполнения бланков итогового сочинения (изложения) в 2024/25 учебном году
- Критерии оценивания ИС
- Методические рекомендации по подготовке к ИС
Нормативно-правовая база:
Материалы для подготовки к итоговому сочинению
Все темы ИС с 2014 года(ссылка)
Список художественной литературы
Список художественной литературы, рекомендованной для прочтения
5-11 классы.
5 класс
- Русская литература:
- Русские народные сказки: «Василиса Прекрасная», «Финист – Ясный Сокол»
- Жуковский В. «Спящая царевна»
- Пушкин А. Сказки
- Гоголь Н. «Майская ночь, или Утопленница»
- Куприн А. «Чудесный доктор»
- Зощенко М. «Великие путешественники»
- Платонов А. «Волшебное кольцо»
- Паустовский К. «Кот-ворюга»
- Астафьев В. «Васюткино озеро»
- Белов В. «Скворцы»
- Зарубежная литература
- Легенды и мифы Древней Греции (под редакцией Н.Куна)
- Андерсен Г.-Х. «Соловей»
- Гауф В. «Карлик Нос»
- Дефо Д. «Жизнь и приключения Робинзона Крузо…»
- Киплинг Р. «Кошка, которая гуляла сама по себе»
- Линдгрен А. «Приключения Калле Блюмквиста»
- Родари Д. «Сказки по телефону» или «Говорящий сверток»
- Твен М. «Приключения Тома Сойера»
- Толкин Д.Р.Р. «Хоббит, или Туда и обратно»
- Уайльд О. «Соловей и роза»
6 класс
- Русская литература XIX века
- Пушкин А. «Повести Белкина»
- Гоголь Н. «Вечера на хуторе близ Диканьки»
- Лесков Н. «Человек на часах», «Тупейный художник», «Обман», «Пигмей»
- Тургенев И. «Хорь и Калиныч»
- Достоевский Ф. «Мальчик у Христа на ёлке»
- Толстой Л. «Хаджи-Мурат»
- Чехов А. «Толстый и тонкий», «Хирургия», «Налим», «Беззащитное существо», «Жалобная книга» и др.
- Русская литература XX века
- Алексин А. «Звоните и приезжайте»
- Астафьев В. «Фотография, на которой меня нет»
- Белов В. Рассказы для детей
- Булычев Кир «Заповедник сказок»
- Железников В. «Чудак из шестого «Б»», «Путешествие с багажом», «Чучело»
- Зощенко М. Рассказы для детей
- Искандер Ф. «Первое дело», «Запретный плод», «Мученики сцены», «Вечерняя дорога», рассказы о море
- Крапивин В. «Валькины друзья и паруса», «Брат, которому семь»
- Платонов А. «В прекрасном и яростном мире»
- Паустовский К. «Мещёрская сторона»
- Зарубежная литература
- Брэдбери Р. «Третья экспедиция»
- Генри О. «Вождь краснокожих»
- Дюма А. «Три мушкетёра»
- Конан Дойл А. «Горбун»
- Купер Ф. «Последний из могикан», «Следопыт», «История с привидением»
- Линдгрен А. «Приключения Калле Блюмквиста», рассказы
- Лондон Д. «На берегах Сакраменто», «Сказание о Ките», «Белое безмолвие», «Там, где расходятся пути».
- Майн Рид Т. «Всадник без головы»
- Сетон-Томпсон Э. «Тито», «Мальчик и рысь», «Мустанг-иноходец», «Лобо»,
- «Домино», «Улыбчивый певец», «По следам оленя»
- Стивенсон Р. «Остров сокровищ»
- Твен М. «Приключения Гекльберри Финна»
- Толкин Д.Р.Р. «Хоббит, или Туда и обратно»
- По Э. «Овальный портрет»
7 класс
- Русская литература XIX века
- Жуковский В. «Светлана»
- Пушкин А. «Полтава», «Медный всадник», «Пиковая дама», «Борис Годунов», «Скупой рыцарь»
- Гоголь Н. «Тарас Бульба»
- Тургенев И. «Бурмистр», «Певцы»
- Салтыков-Щедрин М. Сказки
- Толстой Л. «Детство», «Хаджи-Мурат»
- Куприн А. «Изумруд», «Тапер»
- Чехов А. «Размазня», «Тоска» и другие рассказы
- Русская литература XX века
- Горький М. «Старуха Изергиль», «Макар Чудра», «Детство»
- Бунин И. «Сны Чанга»
- Зощенко М. «История болезни»
- Грин А. «Алые паруса», «Золотая цепь», «Бегущая по волнам»
- Фраерман Р. «Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви»
- Розов В. «В добрый час!»
- Рыбаков А. Трилогия о Кроше
- Астафьев В. «Мальчик в белой рубашке»
- Зарубежная литература
- Брэдбери Р. «Всё лето в один день», «Зелёное утро», «Каникулы»
- Лондон Д. «На берегах Сакраменто», «Белый клык»
- Олдридж Д. «Последний дюйм»
- По Э. «Лягушонок», «Золотой жук», «Овальный портрет»
- Свифт Д. «Путешествия Гулливера» (в пересказе Т.Габбе)
- Сент-Экзюпери А. «Планета людей»
- Твен М. «История с привидением»
- Уэллс Г. «Война миров»
8 класс
- Русская литература
- Пушкин А. «Капитанская дочка», «Пиковая дама», «Полтава»,
- «Медный всадник», «Борис Годунов»
- Пущин И. «Записки о Пушкине»
- Гоголь Н. «Ревизор», «Женитьба», «Петербургские повести»
- Тургенев И. «Ася», «Первая любовь»
- Толстой Л. «После бала», «Детство», «Отрочество», «Хаджи-Мурат»
- Бунин И. «Цифры», «Лапти»
- Цветаева М. «Мой Пушкин»
- Зарубежная литература
- Бирс Э. «Человек и змея»
- Гарди Т. «Роковая ошибка церковных музыкантов»
- Генри О. «Вождь краснокожих»
- Гюго В. «93-й год», «Человек, который смеётся»
- Джером К. Джером «Миссис Корнер расплачивается»
- Джованьоли Р. «Спартак»
- Диккенс Ч. «Пойман с поличным»
- Ирвинг Т. «Жених-призрак», «Рип ван Винкль»
- Киплинг Р. «Дьявол и морская бездна»
- Конан Дойл А. «Как Копли Бенкс прикончил капитана Шарки»
- Лондон Д. «Под палубным тентом»
- Мериме П. «Взятие редута», «Коломбо», «Таманго»
- Мопассан Г. «Туан»
- Моэм У. «Завтрак»
- По Э. «Очки», «Украденное письмо», «Лягушонок»
- Стивенсон Р. «Владетель Баллантре», «Маркхейм»
- Твен М. «Журналистика в Теннеси»,
- «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура»
- Уэллс Г. «Борьба миров», «Человек-невидимка»
- Хаггард Г.Р. «Дочь Монтесумы», «Копи царя Соломона», «Дитя из
- слоновой кости», «Ласточка», «Прекрасная Маргарет»
- Честертон Г. «Тайна Фламбо»
- Шекли Р. «Запах мысли»
- Шелли М. «Франкенштейн, или Современный Прометей»
- Ямамото С. «Диалог о песне»
9 класс
- Русская литература
- «Слово о полку Игореве»
- Фонвизин Д. «Недоросль»
- Карамзин Н. «Бедная Лиза»
- Грибоедов А. «Горе от ума»
- Пушкин А. «Евгений Онегин», стихи
- Лермонтов М. «Герой нашего времени», стихи
- Гоголь Н. «Мертвые души»
- Чехов А. «Медведь»
- Аверченко А. Рассказы по выбору учащихся, например, «Кривые углы»
- Тэффи Рассказы по выбору учащихся, например, «Русские в Европе», «Маркита»
- Булгаков М. «Похождения Чичикова»
- Бунин И. Рассказы по выбору учащихся
- Шолохов М. «Судьба человека»
- Поэзия XX века:
- Ахматова А.
- Блок А.
- Есенин С.
- Цветаева М.
- Зарубежная литература
- Шекспир У. Сонеты
- Мольер Ж.Б. «Мещанин во дворянстве»
- Бах Р. «Чайка по имени Джонатан Ливингстон»
- Распутин В. «Прощание с Матёрой»
10 класс
- Русская литература
- Пушкин А. «Евгений Онегин», «Пиковая дама», стихи
- Лермонтов М. «Герой нашего времени», стихи
- Гоголь Н. «Мертвые души»
- Островский А. «Гроза», «Бесприданница»
- Гончаров И. «Обломов»
- Тургенев И. «Отцы и дети», «Записки охотника»
- Салтыков-Щедрин М. «История одного города»
- Достоевский Ф. «Преступление и наказание»
- Толстой Л. «Война и мир»
- Лесков Н. «Тупейный художник»
- Чехов А. «Маленькая трилогия», «Ионыч», «Толстый и тонкий» (рассказы), «Вишневый сад», «Дядя Ваня» (пьесы)
- Фет А. Стихи
- Тютчев Ф. Стихи
- Зарубежная литература
- По Э. «Убийство на улице Морг»
- Уайльд О. «Портрет Дориана Грея»
- Шоу Б. «Дом, где разбиваются сердца»
Список литературы для обязательного чтения в 11 классе
- Проза конца 19-нач. 20 века
- Бунин И. Стихотворения, рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Солнечный удар», сб. «Темные аллеи» (2-Зрассказа)
- Куприн А. «Олеся», «Гранатовый браслет» и др.
- Аверченко А. Рассказы (2-3)
- Зощенко М. Рассказы (2-3)
- Поэзия «серебряного» века
- Бальмонт К. Стихотворения по выбору учащихся
- Брюсов В. Стихотворения по выбору учащихся
- Гумилев Н. Стихотворения по выбору учащихся
- Цветаева М Стихотворения по выбору учащихся
- Литература 20-х годов
- Горький М. «На дне», «Старуха Изергиль»
- Блок А. Цикл стихотворений, напр., «Стихи о Прекрасной Даме», Поэма «Двенадцать»
- Есенин С. Стихотворения разных лет
- Маяковский В. Стихотворения, поэма «Облако в штанах»
- Литература 30-40-х годов
- Булгаков М. «Собачье сердце», «Мастер и Маргарита»
- Платонов А. Рассказы (2-3)
- Толстой А.Н. «Петр I» (обзорное изучение)
- Ахматова А. Поэма «Реквием», стихотворения по выбору учащихся
- Пастернак Б. Стихи из романа «Доктор Живаго» и др.
- Шолохов М. «Тихий Дон», рассказы по выбору учащихся
- Великая Отечественная война в литературе 40-х годов и последующих лет
- Некрасов В. «В окопах Сталинграда» или Воробьев К. «Убиты под Москвой»
- Быков В. Произведение по выбору учащихся, напр., «Сотников»
- Стихи о войне Симонов К., Тихонов Н, Сурков А. и др.
- Литература 50-80 годов
- Солженицын А. «Один день Ивана Денисовича», «Матренин двор»
- Твардовский А. Обзор творчества.
- Распутин В. «Прощание с Матерой»
- «Деревенская» проза: В.Астафьев, В.Шукшин (по2-З рассказа)
- Драматургия: Вампилов А.»Старший сын»
- Литература русского зарубежья:
- Набоков В. Рассказы, напр., «Машенька» или Шмелев Н. «Лето господне»
- Авторская песня: Высоцкий В., Галич А., Окуджава Б., Цой В., Тальков И.и др.
- Совр. фантастика: Ефремов И., Булычев К., Стругацкие (по выбору учащихся)
- Современная литература
- Толстая Т. Из сб. «На золотом крыльце сидели…», «Йорик», «Кысь»
- Обзор текущей периодики: журналы «Октябрь»,»Новый мир» и др.