Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Лицей № 7 имени Героя Советского Союза Б.К. Чернышева"
город Красноярск
  • Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся

    Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся

    Нормативный блок

    Федеральный уровень

    Приказ Рособрнадзора N 590, Минпросвещения России N 219 от 06.05.2019 «Об утверждении Методологии и критериев оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся»

    Письмо Минпросвещения России от 14.09.2021 № 03-1510 «Об организации работы по повышению функциональной грамотности

    Региональный уровень

    Региональный план по формированию функциональной грамотности

    Муниципальный уровень

    Приказ № 402/п от 08.10.2021 «О комплексе мер по повышению функциональной грамотности»
    Приказ № 37п от 08.10.2021 О внесении изменений в приказ от 08.10.2021 № 4025

    Уровень ОУ

    1.Приказ № 03-04-227 от 21.03.22г «о проведении мероприятий направленных на формирование функциональной грамотности обучающихся»
    2. Дорожная карта по формированию и развитию функциональной грамотности обучающихся МАОУ Лицей № 7 на 2021-2024 гг.


    Информационный блок

    ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ

    — это выработанная в процессе учебной и практической деятельности способность к компетентному и эффективному действию, умение находить оптимальные способы решения проблем, возникающих в ходе практической деятельности, и воплощать найденные решения

    Само понятие было впервые употреблено на Всемирном конгрессе министров просвещения в Тегеране в 1965 году, и тогда под функциональной грамотностью подразумевалась «совокупность умений читать и писать для использования в повседневной жизни и решения житейских проблем».

     Однако уже в 1978 ЮНЕСКО перерабатывает это понятие, дополняя его: «функционально грамотным считается только тот, кто может принимать участие во всех видах деятельности, в которых грамотность необходима для эффективного функционирования его группы и которые дают ему также возможность продолжать пользоваться чтением, письмом и счётом для своего собственного развития и для дальнейшего развития общины (социального окружения)» [1].

    Ещё через двенадцать лет ЮНЕСКО проводит Международный год грамотности, а Организация Объединенных Наций объявила Десятилетие грамотности в самой широкой интерпретации данного понятия с 2002 по 2012 гг., в декларации этого всемирного события функциональная грамотность становится больше, чем просто базовая грамотность: теперь это «…полноценно и эффективно функционировать как члены сообщества, родители, граждане и работники». [2] Современный мир характеризуется нестабильностью, неопределенностью, сложностью, неординарностью.  Окружающий мир больше не аналогово-текстологический, ему на смену пришел визуально-цифровой. На картинках представлены интегративные компоненты современной функциональной грамотности. И там, и там есть как одинаковые компоненты (например, коммуникативная, информационная грамотность), так и различающиеся сферы. Это очень хорошо отражает насколько одновременно сложной стала наша жизнь и сколько всего должен знать и уметь современный человек.

    Функциональная грамотность

    Функциональная грамотность

    Высокий уровень сформированности функциональной грамотности у обучающихся предполагает способность эффективно участвовать в жизни общества, способность к саморазвитию, самосовершенствованию, самореализации. Следовательно, обществу нужен человек функционально грамотный, который умеет работать на результат и способен к определенным социально значимым достижениям.

    Функциональная грамотность – понятие метапредметное, и поэтому она формируется при изучении разных школьных дисциплин и имеет разнообразные формы проявления.

    Как проявляется недостаток функциональной грамотности?

    О существовании функциональной грамотности мы чаще всего узнаем, только столкнувшись с ее отсутствием. Функциональная безграмотность обнаруживает себя при изменении ситуации, образа жизни или типа профессиональной деятельности. Часто выявляется в ситуациях столкновения человека с новыми для него технологиями. Так, человек не может разобрать схемы, инструкции, не может воспользоваться каким-либо устройством, например, мобильным телефоном, банкоматом и др. А.А. Леонтьев в одной из своих работ писал: «Если формальная грамотность – это владение навыками и умениями техники чтения, то функциональная грамотность – это способность человека свободно использовать эти навыки для извлечения информации из реального текста – для его понимания, сжатия, трансформации».

    Итак, функционально грамотная личность — это человек,

    • ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами (например, умеющий соотносить и координировать свои действия с действиями других людей);
    • способный быть самостоятельным в ситуации выбора и принятия решений;
    • умеющий отвечать за свои решения;
    • способный нести ответственность за себя и своих близких;
    • владеющий приемами учения и готовый к постоянной переподготовке;
    • обладающий набором компетенций, как ключевых, так и по различным областям знаний;
    • для которого поиск решения в нестандартной ситуации – привычное явление;
    • легко адаптирующийся в любом социуме и умеющий активно влиять на него;
    • хорошо владеющий устной и письменной речью как средством взаимодействия между людьми;
    • владеющий современными информационными технологиями.

    На развитие функциональной грамотности учащихся влияют следующие факторы:

    1. содержание образования (образовательные стандарты, учебные программы);
    2. формы и методы обучения;
    3. система диагностики и оценки учебных достижений обучающихся;
    4. программы внешкольного, дополнительного образования;
    5. модель управления школой (общественно-государственная форма, высокий уровень автономии школ в регулировании учебного плана);
    6. наличие дружелюбной образовательной среды, основанной на принципах партнерства со всеми заинтересованными сторонами;
    7. активная роль родителей в процессе обучения и воспитания детей.

    Функциональная грамотность включает в себя:

    • читательскую грамотность;
    • математическую грамотность;
    • естественнонаучную грамотность;
    • финансовую грамотность;
    • глобальные компетенции;
    • критическое мышление

    Виды функциональной грамотности

    Читательская грамотность

    Читаем для жизни

    1. Модель читательской грамотности
    2. Основные подходы к оценке читательской грамотности Материалы подготовлены Г.А. Сидоровой, М.И. Кузнецовой, Ю.Н. Гостевой, Л.А. Рябининой, Т.Ю. Чабан.
    3. Вебинар «Оценка читательской грамотности в рамках международного исследования PISA-2018». 16 марта 2018 г.

    Математическая грамотность

    Решаем для жизни

    1. Модель математической грамотности
    2. Основные подходы к оценке математической грамотности. Материалы подготовлены Л.О. Рословой, К.А. Краснянской, О.А. Рыдзе, Е.С. Квитко.
    3. Вебинар «Оценка математической грамотности в рамках международного исследования PISA-2018». 16 марта 2018 г.

    Естественнонаучная грамотность

    Исследуем для жизни

    1. Модель естественнонаучной грамотности
    2. Основные подходы к оценке естественнонаучной грамотности Материалы подготовлены А.Ю. Пентиным, Е.А. Никишовой, Г.Г. Никифоровым
    3. Вебинар «Оценка естественнонаучной грамотности в рамках международного исследования PISA-2018». 16 марта 2018 г.

    Финансовая грамотность

    Учимся быть финансово благополучными в жизни

    1. Модель финансовой грамотности
    2. Основные подходы к формированию финансовой грамотности Материалы подготовлены Е.Л. Рутковской, Е.С. Корольковой, А.В. Половниковой, А.А. Козловой
    3. Вебинар «Оценка финансовой грамотности в рамках международного исследования PISA-2018». 21 марта 2018 г.

    Глобальные компетенции

    Учимся решать проблемы глобального характера

    1. Модель глобальной компетенции
    2. Основные подходы к формированию глобальных компетенций Материалы подготовлены С.Е. Дюковой и Т.В. Коваль.
    3. Вебинар «Новое направление международного исследования PISA-2018 – оценка сформированности глобальных компетенций». 28 марта 2018 г.

    Креативное мышление

    Учимся подходить к решению проблем творчески

    1. Основные подходы к формированию и оценке креативного мышления Материалы подготовлены: Н. А. Авдеенко, М. Ю. Демидовой, Г.С. Ковалевой, О. Б. Логиновой, А. М. Михайловой, С. Г. Яковлевой.
    2. Презентация «Мониторинг формирования креативного мышления»

    (подготовка к исследованию PISA-2021), автор Логинова О.Б.

    Практический блок

    1. Примеры открытых заданий по читательской грамотности PISA
    2. Примеры открытых заданий по математической грамотности PISA
    3. Примеры открытых заданий по естественнонаучной грамотности PISA
    4. Примеры открытых заданий по финансовой грамотности PISA
    5. Институт стратегии развития образования Российской академии образования: Дидактическое сопровождение по формированию ФГ школьников в современных условиях ссылка
    6. РЭШ(Сайт электронного банка заданий для оценки функциональной грамотности)

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie