Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся
Нормативный блок
Федеральный уровень
Региональный уровень
Региональный план по формированию функциональной грамотности
Муниципальный уровень
Приказ № 402/п от 08.10.2021 «О комплексе мер по повышению функциональной грамотности»
Приказ № 37п от 08.10.2021 О внесении изменений в приказ от 08.10.2021 № 4025
Уровень ОУ
1.Приказ № 03-04-227 от 21.03.22г «о проведении мероприятий направленных на формирование функциональной грамотности обучающихся»
2. Дорожная карта по формированию и развитию функциональной грамотности обучающихся МАОУ Лицей № 7 на 2021-2024 гг.
Информационный блок
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ
— это выработанная в процессе учебной и практической деятельности способность к компетентному и эффективному действию, умение находить оптимальные способы решения проблем, возникающих в ходе практической деятельности, и воплощать найденные решения
Само понятие было впервые употреблено на Всемирном конгрессе министров просвещения в Тегеране в 1965 году, и тогда под функциональной грамотностью подразумевалась «совокупность умений читать и писать для использования в повседневной жизни и решения житейских проблем».
Однако уже в 1978 ЮНЕСКО перерабатывает это понятие, дополняя его: «функционально грамотным считается только тот, кто может принимать участие во всех видах деятельности, в которых грамотность необходима для эффективного функционирования его группы и которые дают ему также возможность продолжать пользоваться чтением, письмом и счётом для своего собственного развития и для дальнейшего развития общины (социального окружения)» [1].
Ещё через двенадцать лет ЮНЕСКО проводит Международный год грамотности, а Организация Объединенных Наций объявила Десятилетие грамотности в самой широкой интерпретации данного понятия с 2002 по 2012 гг., в декларации этого всемирного события функциональная грамотность становится больше, чем просто базовая грамотность: теперь это «…полноценно и эффективно функционировать как члены сообщества, родители, граждане и работники». [2] Современный мир характеризуется нестабильностью, неопределенностью, сложностью, неординарностью. Окружающий мир больше не аналогово-текстологический, ему на смену пришел визуально-цифровой. На картинках представлены интегративные компоненты современной функциональной грамотности. И там, и там есть как одинаковые компоненты (например, коммуникативная, информационная грамотность), так и различающиеся сферы. Это очень хорошо отражает насколько одновременно сложной стала наша жизнь и сколько всего должен знать и уметь современный человек.
Высокий уровень сформированности функциональной грамотности у обучающихся предполагает способность эффективно участвовать в жизни общества, способность к саморазвитию, самосовершенствованию, самореализации. Следовательно, обществу нужен человек функционально грамотный, который умеет работать на результат и способен к определенным социально значимым достижениям.
Функциональная грамотность – понятие метапредметное, и поэтому она формируется при изучении разных школьных дисциплин и имеет разнообразные формы проявления.
Как проявляется недостаток функциональной грамотности?
О существовании функциональной грамотности мы чаще всего узнаем, только столкнувшись с ее отсутствием. Функциональная безграмотность обнаруживает себя при изменении ситуации, образа жизни или типа профессиональной деятельности. Часто выявляется в ситуациях столкновения человека с новыми для него технологиями. Так, человек не может разобрать схемы, инструкции, не может воспользоваться каким-либо устройством, например, мобильным телефоном, банкоматом и др. А.А. Леонтьев в одной из своих работ писал: «Если формальная грамотность – это владение навыками и умениями техники чтения, то функциональная грамотность – это способность человека свободно использовать эти навыки для извлечения информации из реального текста – для его понимания, сжатия, трансформации».
Итак, функционально грамотная личность — это человек,
- ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами (например, умеющий соотносить и координировать свои действия с действиями других людей);
- способный быть самостоятельным в ситуации выбора и принятия решений;
- умеющий отвечать за свои решения;
- способный нести ответственность за себя и своих близких;
- владеющий приемами учения и готовый к постоянной переподготовке;
- обладающий набором компетенций, как ключевых, так и по различным областям знаний;
- для которого поиск решения в нестандартной ситуации – привычное явление;
- легко адаптирующийся в любом социуме и умеющий активно влиять на него;
- хорошо владеющий устной и письменной речью как средством взаимодействия между людьми;
- владеющий современными информационными технологиями.
На развитие функциональной грамотности учащихся влияют следующие факторы:
- содержание образования (образовательные стандарты, учебные программы);
- формы и методы обучения;
- система диагностики и оценки учебных достижений обучающихся;
- программы внешкольного, дополнительного образования;
- модель управления школой (общественно-государственная форма, высокий уровень автономии школ в регулировании учебного плана);
- наличие дружелюбной образовательной среды, основанной на принципах партнерства со всеми заинтересованными сторонами;
- активная роль родителей в процессе обучения и воспитания детей.
Функциональная грамотность включает в себя:
- читательскую грамотность;
- математическую грамотность;
- естественнонаучную грамотность;
- финансовую грамотность;
- глобальные компетенции;
- критическое мышление
Виды функциональной грамотности
Читательская грамотность
Читаем для жизни
- Модель читательской грамотности
- Основные подходы к оценке читательской грамотности Материалы подготовлены Г.А. Сидоровой, М.И. Кузнецовой, Ю.Н. Гостевой, Л.А. Рябининой, Т.Ю. Чабан.
- Вебинар «Оценка читательской грамотности в рамках международного исследования PISA-2018». 16 марта 2018 г.
Математическая грамотность
Решаем для жизни
- Модель математической грамотности
- Основные подходы к оценке математической грамотности. Материалы подготовлены Л.О. Рословой, К.А. Краснянской, О.А. Рыдзе, Е.С. Квитко.
- Вебинар «Оценка математической грамотности в рамках международного исследования PISA-2018». 16 марта 2018 г.
Естественнонаучная грамотность
Исследуем для жизни
- Модель естественнонаучной грамотности
- Основные подходы к оценке естественнонаучной грамотности Материалы подготовлены А.Ю. Пентиным, Е.А. Никишовой, Г.Г. Никифоровым
- Вебинар «Оценка естественнонаучной грамотности в рамках международного исследования PISA-2018». 16 марта 2018 г.
Финансовая грамотность
Учимся быть финансово благополучными в жизни
- Модель финансовой грамотности
- Основные подходы к формированию финансовой грамотности Материалы подготовлены Е.Л. Рутковской, Е.С. Корольковой, А.В. Половниковой, А.А. Козловой
- Вебинар «Оценка финансовой грамотности в рамках международного исследования PISA-2018». 21 марта 2018 г.
Глобальные компетенции
Учимся решать проблемы глобального характера
- Модель глобальной компетенции
- Основные подходы к формированию глобальных компетенций Материалы подготовлены С.Е. Дюковой и Т.В. Коваль.
- Вебинар «Новое направление международного исследования PISA-2018 – оценка сформированности глобальных компетенций». 28 марта 2018 г.
Креативное мышление
Учимся подходить к решению проблем творчески
- Основные подходы к формированию и оценке креативного мышления Материалы подготовлены: Н. А. Авдеенко, М. Ю. Демидовой, Г.С. Ковалевой, О. Б. Логиновой, А. М. Михайловой, С. Г. Яковлевой.
- Презентация «Мониторинг формирования креативного мышления»
(подготовка к исследованию PISA-2021), автор Логинова О.Б.
Практический блок
- Примеры открытых заданий по читательской грамотности PISA
- Примеры открытых заданий по математической грамотности PISA
- Примеры открытых заданий по естественнонаучной грамотности PISA
- Примеры открытых заданий по финансовой грамотности PISA
- Институт стратегии развития образования Российской академии образования: Дидактическое сопровождение по формированию ФГ школьников в современных условиях ссылка
- РЭШ(Сайт электронного банка заданий для оценки функциональной грамотности)